Биохимический анализ крови

Биохимический анализ крови – это лабораторный метод диагностики, который позволяет определить функционирование и состояние всех органов и систем тела человека. Он состоит из ряда отдельных анализов, каждый из которых назначается пациенту в зависимости от его жалоб и клинической картины. Для каждого конкретного пациента список биохимии подбирается индивидуально. Это может быть как 1-2 анализа, так и 10 и более.

Чтобы получить достоверные данные, за 6-10 часов до проведения анализов рекомендуется не принимать пищу. Разрешено употреблять только обычную воду. Для удобства этот анализ проводят утром. Забор крови производится из вены. После чего лаборант добавляет различные реактивы (в зависимости от анализа) и определяет повышение, понижение или сохранение в норме конкретных показателей крови.

Общий белок

Суммарная концентрация белков, состоящих из аминокислот. Принимает непосредственное участие в поддержке Ph крови, в свертывании и транспортировке различных веществ в органы и ткани.

Норма: 64-84 г/л.

При превышении нормальных показателей это может говорить об инфекционном заболевании, артрите, ревматизме или онкологическом заболевании.

При пониженном белке: болезни печени, кишечника, почек или онкологическое заболевание.

Гемоглобин

Гемоглобин – специфический белок эритроцитов, отвечающий за транспортировку кислорода по организму.

Норма: муж – 130-160 г/л, жен – 120-150 г/л.

Снижение гемоглобина может указывать на наличие анемии.

Глюкоза

Важнейший компонент крови, отвечающий за углеводный обмен. Содержание ее в артериальной крови выше, чем в венозной.

Норма: 3,30-5,50 ммоль/л.

Высокий уровень глюкозы может говорить об угрозе диабета 1 или 2 типа, либо о нарушении толерантности к глюкозе.

Мочевина

Основной продукт распада белков.

Норма: 2,5-8,3 ммоль/л.

Повышение уровня мочевины в биохимическом анализе крови говорит о плохой работе почек, сердечной недостаточности, опухолях, кровотечениях, кишечной непроходимости или непроходимости мочевыводящих путей. Недолговременное повышение содержания мочевины может возникать после интенсивных тренировок или физических нагрузок.

Креатинин

Как и мочевина, креатинин показатель работы почек, участвует в энергитическом обмене тканей.

Норма (зависит от мышечной массы): муж – 62-115 мкмоль/л, жен – 53-97 мкмоль/л.

Увеличение уровня, как правило, указывает на почечную недостаточность или гипертиреоз.

Холестерин (холестерол)

Компонент жирового обмена, участвует в построении мембран клеток, синтезе половых гормонов и витамина D. Бывает общий холестерин, холестерин липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) и высокой плотности (ЛПВП).

Норма (общий холестерин): 3,5-6,5 ммоль/л.

Повышенный уровень указывает на риск атеросклероза, заболеваний сердечно-сосудистой системы или печени.

Билирубин

Желто-красный пигмент крови, образующийся при распаде гемоглобина. Бывает прямой и непрямой билирубин, вместе составляют билирубин общий.

Норма (общего билирубина): 5-20 мкмоль/л.

При повышении выше 27 мкмоль/л начинается желтуха. Высокое содержание может быть причиной рака или заболеваний печени, гепатита, отравления или симптомов цирроза печени, желчекаменной болезни, либо недостатке витамина B12.

АлАТ (АЛТ) Аланинаминотрансфераза

Фермент печени, используется для оценки ее работы. Содержится в клетках печени, почек и сердца. Попадает в кровь при разрушении клеток этих органов.

Норма: муж – до 41 ед/л, жен – до 31 ед/л.

Высокое содержание АлАТ в крови говорит о поражении сердца или печени и связанными с этим серьезными заболеваниями: вирусный гепатит, цирроз, рак печени, инфаркт, сердечная недостаточность или миокардит

АсАТ (АСТ) Аспартатаминотрансфераза

Клеточный фермент, как и АлАТ, содержится в клетках сердца, печени и почек. Участвует в обмене аминокислот.

Норма: муж – до 41 ед/л, жен – до 31 ед/л.

Повышенный АсАТ в крови может быть причиной инфаркта, гепатита, панкреатита, рака печени или сердечной недостаточности.

Липаза

Фермент вырабатываемый для расщепления жиров (триглицеридов). Особенно важной является липаза поджелудочной железы – панкреатическая липаза.

Норма: 0-190 ед/л.

Увеличение липазы в крови говорит о симптомах заболевания поджелудочной железы.

Амилаза

Расщепляет углеводы из пищи, обеспечивает их переваривание. Содержится в слюнных железах и поджелудочной железе. Бывает альфа-амилиза (диастаза) и панкреатическая амилаза.

Норма альфа-амилазы: 28-100 ед/л.

Норма панкреатической амилазы: 0-50 ед/л.

Большое содержание амилазы в биохимическом анализе крови указывает на: перитонит, панкреатит, сахарный диабет, кисту поджелудочной железы, камень, холецистит или почечную недостаточность.

Как подготовиться к исследованию?

За сутки до взятия крови на биохимию необходимо исключить прием алкоголя, за 1 час – курение. Взятие крови желательно производить натощак в утренние часы. Между последним приемом пищи и взятием крови должно пройти не менее 12 часов. Сок, чай, кофе, жевательная резинка не допускаются. Можно пить воду. Необходимо исключить повышенные психоэмоциональные и физические нагрузки.

Какие сроки исполнения анализа?

1 день.