Анальная трещина

Анальная трещина — это линейный разрыв слизистой в области заднего прохода. Возникает в любом возрасте, иногда без видимых причин, но, как правило, на фоне нарушенного стула (запоры, поносы), при механической травме. Часто сочетается со спазмом мышц.

Обычно пациенты жалуются на боли в заднем проходе во время и сразу после опорожнения кишечника, кровянистые выделения в виде пятен крови на туалетной бумаге. Иногда единственным проявлением является зуд.

На фоне болевых ощущений рефлекторно усиливается спазм мышц в области заднепроходного отверстия, что нарушает кровообращение тканей и препятствует заживлению трещины. Так же постоянные боли приводят к тому, что пациент старается как можно дольше воздерживаться от стула, что еще больше усиливает спазм.

Принципиально различают 2 вида трещин — острую и хроническую.

Острая трещина вполне успешно может быть вылечена без операции с помощью нормализации стула и местного лечения, включающего блокады, специальные мази и свечи.

В ряде случаев используется инфракрасная фотокоагуляция трещины — специальным аппаратом в нескольких точках выполняется прижигание пораженного участка, что позволяет остановить кровотечение и создать условия для заживления. Процедура выполняется под местным обезболиванием и, как правило, хорошо переносится. В дальнейшем используют местное лечение.

При отсутствии или неэффективности лечения, сохранении провоцирующего фактора (например, запоров) трещина становится хронической вследствие разрастания рубцовой ткани, которая препятствует заживлению. В этой ситуации чаще всего прибегают к хирургическому вмешательству — иссечению анальной трещины.

Таким образом, раннее обращение к специалисту при появлении первых симптомов заболевания в большинстве случаев позволяет добиться излечения консервативными методами и избежать операции.