Парапроктит

Парапроктит — это гнойное воспаление жировой клетчатки вокруг прямой кишки. Выделяют острый (гнойный) и хронический парапроктит, протекающий с образованием гнойных ходов (свищей) и полостей (абсцессов).

ПАТОГЕНЕЗ

Инфекция из прямой кишки по протокам анальных желез может быстро проникать в одно из клетчаточных пространств в области прямой кишки — подкожное (чаще всего), ишиоректальное, пельвиоректальное, ретроректальное (очень редко), что приводит к ее воспалению с последующим формированием гнойной полости, связанной с прямой кишкой свищевым ходом. После вскрытия гнойника (самопроизвольного или хирургического) остается свищевой ход и процесс принимает вялотекущий характер (хронический парапроктит).

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ДИАГНОСТИКА

Клиника острого парапроктита достаточно характерна: припухлость, болезненность при пальпации, боли, усиливающиеся при ходьбе и сидении, при кашле, при дефекации (не всегда). Ухудшается общее состояние, появляется слабость, повышение температуры тела.

При глубоком (высоком) ишиоректальном, пельвиоректальном или, тем более, позадипрямокишечном остром парапроктите общее состояние больного может быть тяжелым (высокая лихорадка, все признаки интоксикации, боли в глубине таза), а местные изменения подчас оказываются мало демонстративными: отсутствие флюктуации, нерезкая болезненность в глубине тканей с одной или с обеих сторон при толчке пальцами, неясная локальная болезненность стенок анального канала при пальцевом ректальном исследовании — и всё, так что диагностика высоких форм острого парапроктита сложна, и многие такие больные подолгу лечатся с самыми разными диагнозами, вплоть до гриппа. Главное — заподозрить парапроктит, помнить о нем.

При хроническом парапроктите клинические проявления не столь выражены и характеризуются наличием вялого воспаления околопрямокишечной клетчатки. Такие пациенты жалуются на слизистые или слизисто-гнойные выделения из прямой кишки, анальный зуд. При этом велика вероятность повторного нагноения.

ЛЕЧЕНИЕ

При остром парапроктите выполняется вскрытие гнойной полости, при котором (далеко не всегда!) удается выявить внутреннее отверстие свища и иссечь его, тем самым выполнив радикальную операцию и избавить пациента от рецидива заболевания и необходимости повторной операции.
Если же при операции по поводу острого парапроктита не удалось выявить внутреннее отверстие свища и иссечь его, то после купирования гнойного процесса (обычно через 1-2 месяца) необходима радикальная операция, направленная на удаление свищего хода.

Телефон: +7 (812) 320-76-00 (многоканальный)