Антинуклеарные антитела, скрининг (ANA-Screen)/ Антиядерные антитела (ANA

Антинуклеарные антитела, скрининг (ANA-Screen)/ Антиядерные антитела (ANA)

Один из распространенных скрининговых тестов, используемых в диагностике системных поражений соединительной ткани. Это качественное определение аутоантител класса IgG к экстрагируемым ядерным антигенам (гетерогенной группе белков и нуклеиновых кислот клеточного ядра). Обнаружение этих антител с большой вероятностью говорит об активной красной волчанке (чувствительность 98%), они могут наблюдаться и при других систем­ных ревматических заболеваниях. Определение антител к нуклеарным антигенам имеет большое значение для диагностики коллагенозов. При узелковом периартериите титр может увеличиваться до 1:100, при дерматомиозите – 1:500, при системной красной волчанке – 1:1000 и выше. При СКВ тест на выявление антинуклеарного фактора обладает высокой степенью чувствительности (89%), но умеренной специфичностью (78%) по сравнению с тестом на определение антител к нативной ДНК (чувствительность 38%, специфичность 98%). Корреляции между высотой титра и клиническим состоянием больного нет, однако выявление антител к нуклеарным антигенам служит диагностическим критерием и имеет важное патогенетическое значение. Антитела к нуклеарным антигенам высокоспецифичные для системной красной волчанки. Сохранение высокого уровня антител в течение длительного времени является неблагоприятным признаком. Снижение уровня предвещает ремиссию или (иногда) летальный исход. При склеродермии частота выявления антител к нуклеарным антигенам составляет 60-80%, однако титр их ниже, чем СКВ. Между уровнем антинуклеарного фактора в крови и степенью тяжести заболевания не существует взаимосвязи. При ревматоидном артрите часто выделяют СКВ-подобные формы течения, поэтому довольно часто выявляются антитела к нуклеарным антигенам. При дерматомиозите антитела к ядерным антигенам в крови встречаются в 20-60% случаев (титр 1:500), при узелковом периартериите – в 17% (1:100), при болезни Шегрена – в 56% в сочетании с артритом и в 88% случаев – при комбинации с синдромом Гужеро-Шегрена. При дискоидной красной волчанке антинуклеарный фактор выявляется у 50% больных.

Кроме ревматических заболеваний, антитела к ядерным антигенам в крови обнаруживаются при хроническом активном гепатите (30-50% наблюдений). Аутоантитела к нуклеарным антигенам могут выявляться в крови при инфекционном мононуклеозе, острых и хронических лейкозах, приобретенной гемолитической анемии, болезни Вальденстрема, циррозе печени, биллиарном циррозе печени, гепатитах, малярии, лепре, хронической почечной недостаточности, тромбоцитопениях, лимфопролиферативных заболеваниях, миастении и тимомах. Почти в 10% случаев антинуклеарный фактор обнаруживается у здоровых людей, однако титр у них не превышает 1:50. Присутствие антинуклеарных антител в низких титрах может быть неспецифическим признаком патологии соединительной ткани, их можно обнаружить также у 1 % здоровых людей (у пожилых людей старше 80 лет они наблюдаются чаще). Исследование на антинуклеарные антитела используют в числе первых диагностических шагов при подозрении на системное аутоиммунное заболевание. Комплексное определение антиядерных антител и анти-ДНК антител существенно увеличивает специфичность обследования больных системной красной волчанкой. При очень низких значениях («серая зона») выдается ответ «сомнительно, рекомендуется повторить исследование через 10-14 дней».

1

BIOTEK ELx800 — Автоматический ИФА — ридер для стрипов и микропланшет представляет собой одноканальный фотометр — «открытую» систему — для выполнения анализа по конечной точке. С помощью прибора проводятся моно и бихроматические измерения оптической плотности (ОП) растворов в 24-, 48- и 96 луночных планшетах.

Предназначен для определения методом ИФА, антигенов: вирусные частицы, компоненты бактериальных клеток, вещества белковой природы, пептиды, стероидные гормоны, молекулы ДНК, онкомаркеры. Производства фирмы «BIO-TEK INSTRUMENTS» (США)

• Для уточнения диагноза НЕОБХОДИМО сдать:

— общий анализ крови;

— выявление Ig G;

— выявление Ig М;

— выявление Ig А;

— определение ИЛ-4;

— определение ИЛ-8;

— определение ИЛ-2;

— на определение онкомаркера СА 19-9 в сыворотке крови;

— на определение онкомаркера CA 242 в сыворотке крови;

— на определение онкомаркера СА 125 в сыворотке крови;

— на определение онкомаркера CA 15-3 в сыворотке крови;

— циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК) в сыворотке;

— выявление ИНТЕРФЕРОНА-АЛЬФА человека в плазме крови методом ИФА;

— выявление ИНТЕРФЕРОНА-ГАММА человека в плазме крови методом ИФА;

— определение в крови маркеров гепатита «А» HAV Ig M, HAV Ig G;

— определение в крови маркеров гепатита «В» HBsAg, HBeAg, HBcAg, HBcAg Ig M;

— качественное обнаружение поверхностного антигена вируса гепатита B (HBs Ag) в плазме или в сыворотке крови методом иммухроматографического анализа (ЭКСПРЕСС).

— определение в крови маркеров гепатита «С» HСVAg, HСVAg Ig M.

— после лечения, обязательно, сдать контрольные анализы, в том объеме, в котором проводилась диагностика заболевания.