Что такое гиперандрогения?

hyperandrГИПЕРАНДРОГЕНИЯ — одно из наиболее частых эндокринных нарушений. Оно наблюдается у 5% женщин и возникает при повышении выработки мужских половых гормонов или повышенной чувствительности тканей и органов к мужским половым гормонам.

В организме каждой женщины вырабатываются как женские (эстрогены), так и мужские половые гормоны (андрогены). Синтез гормонов происходит в яичниках — женских половых железах, а также в надпочечниках — эндокринных органах, расположенных над почками. О гиперандрогении говорят, когда в яичниках или надпочечниках вырабатывается избыточное количество андрогенов.

«Мишенями» мужских половых гормонов являются яичники, кожа, сальные, потовые железы и волосы.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАНДРОГЕНИИ

При гиперандрогении в яичниках могут возникать необратимые изменения, приводящие к образованию мелких кист (пузырьков с жидким содержимым) и формированию плотной капсулы вокруг яичников. При повышенной выработке андрогенов в яичниках или надпочечниках может возникнуть такое явление, какановуляция. При этом яйцеклетка не выходит из яичника в середине менструального цикла, что приводит к бесплодию.

Нарушение работы яичников выражается в нарушении менструального цикла. При врожденной гиперандрогении первая менструация, которая в норме бывает и 12-13 лет, может наступить на несколько лет позже. Менструации у таких женщин часто бывают нерегулярными, задержки чередуются с обильными длительными кровянистыми выделениями.

Повышенное количество андрогенов приводит к усиленному росту волос на ногах, руках (гирсутизму). Этот симптом, как правило, особенно беспокоит женщин.

Если причиной гиперандрогении является нарушение работы главного эндокринного органа — гипофиза, то это состояние сопровождается ожирением.

Изменения на коже проявляются образованием акне (угревая болезнь).

Известно, что при гиперандрогении часто нарушается чувствительность тканей к инсулину. Уровень инсулина в крови при этом состоянии повышается и возрастает риск развития сахарного диабета.

gyperandrogen

ПРИЧИНЫ ГИПЕРАНДРОГЕНИИ

Самой распространенной причиной повышенного количества мужских половых гормонов — андрогенов — является так называемый адреногенитальный синдром. Причина в том, что в надпочечниках вырабатываются не только мужские половые гормоны, но и целый ряд других жизненно важных гормонов, в том числе глюкокортикоиды. Наибольшее количество мужских половых гормонов в яичниках под действием специального фермента превращается в глюкокортикоиды. Выработка ферментов программируется генетически. Если же женщина рождается с дефектом фермента, способствующего этому превращению, то мужские. половые гормоны не преобразуются в глюкокортикоиды, а накапливаются, оказывая действие на органы и ткани.

Еще одной причиной гиперанодрогении является наличие опухолей надпочечников. При увеличении количества клеток, вырабатывающих андрогены, значительно возрастает количество этих гормонов.

К причинам гиперандрогении можно отнести и увеличение выработки мужских половых гормонов в яичниках, а также опухоли яичников, состоящие из клеток, продуцирующих мужские половые гормоны.

Увеличение количества мужских половых гормонов может быть связано и с патологией других эндокринных органов, например гипофиза — железы, расположенной в головном мозге и регулирующей работу всех желез внутренней секреции.

Проявления гиперандрогении, такие как гирсутизм и акне, могут возникать при повышенной чувствительности кожи к мужскому половому гормону — тестостерону. Этими обусловлены этнические особенности южанок, у которых отмечается гирсутизм. В этом случае, в отличие от ранее перечисленных, количество мужских половых гормонов в крови не изменяется.

ДИАГНОСТИКА ГИПЕРАНДРОГЕНИИ

В ходе диагностики гиперандрогении следует учитывать возраст женщины и время появления признаков заболевания. Для диагностики гиперандрогении в нашей клинике проводятся:
1. Исследование изменений гормонального статуса в ходе менструального цикла

• определение уровня гормонов в крови (ЛГ, ФСГ, эстрадиол, прогестерон, пролактин, тестостерон, свободный тестостерон, дигидротестостерон, кортизол, 17-оксипрогестерон);
    • определение уровня гормонов в моче (17-кетостероиды).

2. Ультразвуковое исследование органов малого таза.
3. Ультразвуковое исследование надпочечников.

ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРАНДРОГЕНИИ

Методы лечения, применяемые при гиперандрогении, зависят от формы заболевания.

Так, при повышенной выработке мужских половых гормонов опухолевой тканью яичников или надпочечников проводят хирургическое лечение.

Если повышение выработки мужских половых гормонов в надпочечниках или яичниках связано не с опухолью, а с нарушением работы гипоталамуса и гипофиза (регулирующих структур, расположенных в головном мозги), проводимая терапия зависит как от причины заболевания, так и от цели, которая стоит перед врачом и пациентом. Такой целью может быть устранение внешних проявлений гиперандрогении или восстановление репродуктивной функции при бесплодии.

В том случае, когда речь идет о повышении андрогенов при нейрообменноэндокринном синдроме (нарушении функции гипоталамуса и гипофиза), заболевание сопровождается значительным увеличением массы тела. При этом одним из самых важных звеньев лечения является нормализация веса тела. Это достигается с помощью снижения калорийности пищи и достаточных физических нагрузок.

Если беременность не планируется, а лечение назначается для того, чтобы устранить такие проявления, как гирсутизм, акне и нерегулярные менструации, применяют оральные контрацептивы с антиандрогенным действием.

Если причиной гиперандрогении является повышенная выработка мужских половых гормонов в надпочечниках (адреногенитальный синдром), связанная с отсутствием фермента, превращающего андрогены в глюкокортикоиды, то применяют препараты глюкокортикоидов. Поскольку недостаток одного из глюкокортикоидов воспринимается головным мозгом и в ответ на это в организме происходят самые разнообразные неполадки, то после восстановления количества этого гормона путем введения его извне все эти неполадки нормализуются и количество андрогенов снижается. Эти же препараты применяют для подготовки к беременности и лечения во время беременности при данной форме гиперандрогении.

При бесплодии, связанном с гиперандрогенией надпочечникового или яичникового происхождения, возможно применениепрепаратов, стимулирующих выход яйцеклетки из яичника.

Таким образом, гиперандрогения — состояние, требующее серьезного обследования. Своевременное лечение под наблюдением врача позволит женщине сохранить репродуктивную функцию, а при бесплодии — добиться положительных результатов.

Телефон: +7 (812) +7(812)490-76-00 (многоканальный)