Синдром поликистозных яичников

СИНДРОМ ПОЛИКИСТОЗНЫХ ЯИЧНИКОВ (СПКЯ) — это патология структуры и функции яичников, характеризующаяся овариальной гиперандрогенией с нарушением менструальной и генеративной функции. Частота данной патологии — примерно 11% среди женщин репродуктивного возраста.

ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Этиопатогенез до конца не изучен, несмотря на большое число предложенных теорий. Вместе с тем большинство исследователей считают СПКЯ гетерогенным заболеванием, наследственно обусловленным, характеризующимся нарушением менструального цикла, хронической ановуляцией, гиперандрогенией, увеличением размеров яичников и особенностями их морфологической структуры. Кардинальный признак СПКЯ — овариальная гиперандрогения, т.е. Увеличение уровня тестостерона, мужского полового гормона.

Таким образом, патогенез СПКЯ многофакторный, с вовлечением в патологический процесс овариальных, надпочечниковых и экстраовариальных факторов и имеет различные механизмы у пациенток с нормальной массой тела, ожирением, инсулинорезистентностью.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Клиническая картина характеризуется нарушением менструального цикла, первичным бесплодием, избыточным оволосением, угревой сыпью. В последние годы всё чаще (около 50%) встречаются женщины с нормальной массой тела, слабовыраженными андрогензависимыми дерматопатиями, так называемые безгирсутные пациентки. Менархе своевременный — 12-13 лет. Нарушение менструального цикла с периода менархе — по типу олигоменореи у подавляющего большинства женщин (70%), реже дисфункциональные маточные кровотечения (7-9%). Вторичная аменорея (до 30%) встречается у нелеченых женщин старше 30 лет при сопутствующем ожирении, а у пациенток с нормальной массой тела наблюдается с менархе и не зависит от длительности ановуляции.

ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

В настоящее время большинство исследователей приняли критерии диагностики: олигоменорея и/или ановуляция, гиперандрогения (клинические и/или биохимические проявления), эхографичегкие признаки поликистозных яичников. Наличие двух из трёх этих признаков диагностирует СПКЯ при исключении других причин формирования ПКЯ.

В нашей клинике для диагностики СПКЯ проводят ультразвуковое исследование органов малого таза и гормональное исследование для определения концентрации в крови:

• Лютеинизирующий гормон (ЛГ)
  • Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ)
  • Тестостерон
  • 17-оксипрогестерон (17-ОП)
  • Дигидроэпиандростерон (ДГЭАС)
  • Адренокортикотропный гормон (АКТГ)
  • Другие анализы (в зависимости от клинических проявлений)

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ

Лечение пациенток с СПКЯ направлено на:
1. Нормализацию массы тела и метаболических нарушений.
2. Восстановление овуляторных менструальных циклов.
3. Восстановление генеративной функции.
4. Устранение гиперпластических процессов эндометрия.
5. Устранение клинических проявлений гиперандрогении – гирсутизма, угревой сыпи (акне).

Телефон: +7 (812) +7(812)490-76-00 (многоканальный)