Вагинизм — это судорожное сокращение мышц влагалища и тазового дна, препятствующее проведению полового акта. Вагинизм нередко служит причиной виргогамии — девственного брака, длящегося иногда годами. В некоторых случаях вагинизм возникает как результат насилия, болезненной дефлорации, грубого поведения партнера при попытке дефлорации. Однако чаще вагинизм возникает при нерешительном поведении мужа, которого жена характеризует как идеального, любящего, заботливого, тактичного, мягкого, уступчивого, подчиняемого, и определенных чертах характера у жены: мнительность, обидчивость, тревожность. Кроме того, в анамнезе большинства пациенток отмечаются с детского возраста различные страхи (страхи боли, темноты, высоты, воды и т.д.) периодические депрессии, нарушения сна.

Вагинизм возникает с началом половой жизни. Судорожному сокращению мышц предшествует страх боли при дефлорации, однако в отдельных случаях он возникает внезапно, неожиданно для пациентки в момент болезненной дефлорации.

Можно выделить три степени тяжести вагинизма: 1 степень — реакция наступает при введении во влагалище полового члена или инструмента при гинекологическом исследовании; 2 степень — реакция наступает при прикосновении к половым органам или ожидании прикосновения к ним; 3 степень — реакция наступает при одном представлении полового акта или гинекологического исследования.

Отсутствие дефлорации тяжело переживается супругами, и обращаться к врачу их заставляет чувство неполноценности или желание иметь ребенка.

vaginizm

Вагинизм следует дифференцировать от псевдовагинизма, когда боль при попытке интроекции, судорожный спазм и оборонительная реакция женщины вторичны, обусловлены поражением половых органов (дефекты развития, воспаления влагалища, спаечный процесс и другие гинекологические заболевания, делающие введение полового члена резко болезненным). Кроме того, вагинизм необходимо дифференцировать от коитофобии — боязни боли при половом акте, препятствующей его осуществлению и не сопровождающейся судорожным сокращением мышц влагалища.

Лечение вагинизма требует от врача и пациента настойчивости и терпения. Не допустима примитивная «психотерапия» в виде упреков, насмешек и угроз. Основным методом лечения является рациональная и суггестивная психотерапия, а также специальная тренировка, направленная на устранение страха перед половым актом и связанного с этим непроизвольного сокращения мышц и сведения бедер. Для облегчения исследования и проведения сеансов тренировки больной предлагают напрягать мышцы брюшного пресса (тужиться), что ведет к расслаблению мышц таза, являющихся их антагонистами. Во время сеансов больную убеждают в безболезненности введения во влагалище сначала одного пальца, потом двух или расширителей Гегара, постепенно вводят все более толстые расширители. При этом с целью уменьшения чувства страха больной могут быть рекомендованы транквилизаторы. В отдельных случаях, при резко выраженном вагинизме и коитофобии, при сохраненной девственной плеве может быть показана хирургическая дефлорация. При наличии психопатологической симптоматики применяют нейролептики, антидепрессанты в течение 2-3 недель, постепенно снижая дозу. Назначают обезболивающие средства (анестезин, новокаин) в виде мазей или микроклизм. С мужем, если за период виргогамии у него не развились сексуальные нарушения, обычно проводят одну психотерапевтическую беседу.

Прогноз обычно благоприятный, однако он утяжеляется, если вагинизм сочетается с психическими заболеваниями.

Телефон: +7 (812) +7(812)490-76-00 (многоканальный)