Баланит и Баланопостит

Баланит — это воспаление головки полового члена. Если воспаление захватывает также крайнюю плоть, то говорят о баланопостите.

Это заболевание чаще всего развивается у детей, когда головка полового члена закрыта крайней плотью, особенно при узкой крайней плоти — фимозе.

При баланите и баланопостите ощущается боль, зуд, покраснение и припухлость в области головки полового члена. Могут наблюдаться гнойные выделения из-под крайней плоти. Возможно увеличение паховых лимфоузлов.

Отсутствие лечения может привести к сужению уретры. Возможно развитие сухого, облитерирующего баланита, фимоза и парафимоза и даже злокачественных опухолей.

ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ БАЛАНИТ И БАЛАНОПОСТИТ

Причиной первичного баланита может быть грибковая или бактериальная инфекция, развивающаяся под кожей крайней плоти. При врожденном фимозе в препуциальном (образованном крайней плотью) мешке может происходить задержка мочи или смегмы, что также ведет к развитию воспаления.

Вторичный баланит возникает в результате попадания уже существующей в организме инфекции из мочеиспускательного канала — гонорейной, трихомонадной, сифилитический и др.

bal2Баланопостит — это воспаление головки полового члена и крайней плоти.

В силу ряда причин баланопостит является одним из самых распространенных воспалительных заболеваний у мужчин.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ БАЛАНОПОСТИТ

Баланопостит может проявляться большим количеством разных симптомов, которые можно объединить в три группы.

1. Боль, зуд, резь, жжение, любой другой дискомфорт в области головки полового члена, который доставляет мужчине неудобства. Иногда возникает повышенная чувствительность головки полового члена, появляется преждевременная эякуляция или снижается продолжительность полового акта.

bal12. Покраснение головки и крайней плоти, сухость, раздражение, красные пятнышки, точки, бугорки, трещинки и язвы на головке или крайней плоти, мацерация (истончение) слизистой головки, при этом она становится похожей на пергамент.

3. Выделения с головки полового члена. В норме на головке образуется смегма — секрет сальных желез слизистой головки. Смегма образуется в небольшом количестве, и при соблюдении ежедневных гигиенических процедур никаких проблем не вызывает. Выделения при баланопостите значительно более интенсивные, и требуют мыть головку и крайнюю плоть несколько раз в день. Иногда выделения появляются в таком количестве, что насквозь пропитывают белье.

Все перечисленные симптомы могут встречаться по-отдельности или одновременно в любых комбинациях. Присутствие любого из этих симптомов является признаком баланопостита.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ БАЛАНОПОСТИТ

Чаще всего баланопостит является инфекционным заболеванием. Существуют токсические и аллергические виды баланопостита, но они встречаются достаточно редко.

Для развития баланопостита необходимо сочетание двух факторов — инфекционного агента и условий для его развития. Но если один из этих факторов значителен по силе, это компенсирует недостаток другого и приводит к развитию заболевания.
Инфекционный фактор — это любая условно-патогенная флора: стрептококки, стафилококки, кишечная палочка, энтерококки и т.д.

Большое количество инфекции может попасть на головку полового члена при следующих ситуациях:

1. Половой акт без презерватива с партнершей, страдающей дисбиозом влагалища. При этом заболевании во влагалище женщины живет большое количество бактерий, которые и вызывают воспаление головки полового члена.
  2. Оральный секс с партнершей, страдающей заболеваниями ротовой полости.
  3. Анальный половой контакт без презерватива.

Все эти ситуации могут привести к однократному и выраженному обострению баланопостита. Если они не повторяются, обострение обычно проходит само собой в течение нескольких дней.

Предрасполагающие факторы:

• Нерегулярная гигиена. При несоблюдении гигиены половых органов под крайней плотью скапливается смегма, на которой хорошо растет любая инфекция. Она и становится причиной воспаления.
  • Фимоз. При фимозе головка полового члена или открывается с трудом, или не открывается вообще. Это осложняет проведение гигиенических мероприятий, и может стать причиной баланопостита.
  • Сахарный диабет. Нарушение обмена веществ, встречающееся при сахарном диабете, создает условия для развития инфекции на головке полового члена.
  • Регулярная половая жизнь без презерватива с партнершей, страдающей дисбиозом влагалища. При этом при каждом половом акте инфекция попадает на головку полового члена, что постепенно приводит к снижению иммунитета слизистой и к развитию воспаления.

bal3При всех описанных процессах создаются условия для развития инфекции на головке полового члена. И любая инфекция, попадая туда, вызывает воспаление.

Как правило, заболевание при этом протекает длительно, периодически обостряется и хуже поддается лечению.

ДИАГНОСТИКА БАЛАНОПОСТИТА

Диагностика воспаления головки полового члена и крайней плоти труда не представляет. Она проводится в процессе осмотра урологом и не требует никаких анализов.

БАЛАНОПОСТИТ И ПОЛОВЫЕ ИНФЕКЦИИ

Заболевания передающиеся половым путем сами по себе проявляются воспалением головки полового члена крайне редко. Чаще всего хронические ЗППП приводят к снижению местного иммунитета, что способствует развитию баланопостита, но воспаление при этом вызывается условно-патогенной флорой.

При диагностике баланопостита необходимо сделать анализ на ЗППП, если он не делался последние 6 месяцев, и при обнаружении таковых провести лечение пациента и всех партнеров.

ОСЛОЖНЕНИЯ БАЛАНОПОСТИТА

Длительный воспалительный процесс на головке полового члена может приводить к атрофии рецепторного аппарата и к снижению чувствительности головки полового члена. Это вызывает неудобства при половой жизни, уменьшает приятные ощущения при половом акте, снижает ощущение оргазма, в итоге может негативно сказываться на потенции и на качестве половой жизни.

Кроме того, воспалительный процесс с головки полового члена может перейти на мочеиспускательный канал, то есть привести к развитию уретрита. Основным признаком этого является появление неприятных ощущений при мочеиспускании.

ЛЕЧЕНИЕ БАЛАНОПОСТИТА

Лечение баланопостита включает в себя использование местного лечения, то есть различных мазей, присыпок, растворов, болтушек, обладающих противомикробным и антисептическим действием, а в случае их неэффективности применение системных антибиотиков, также не надо забывать выражение старых дерматовенерологов: «головка полового члена — зеркало работы всего полового аппарата», т.е. говоря другими словами внешние признаки могут быть следствием заболеваний органов малого таза, например предстательной железы.

Телефон: +7 (812) +7(812)490-76-00 (многоканальный)