Генитальный герпес

Герпес — инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус простого герпеса (ВПГ).

herpes

Herpes simplex — возбудитель генитального герпеса

Это самая распространенная вирусная инфекция. Около 90% людей на земле инфицированы герпесом, 30 млн человек взрослого населения США страдает рецидивирующим заболеванием. Только у 5% инфицированных проявляются симптомы болезни, у остальных она протекает без клинических проявлений.

Наиболее часто вирус поражает:

• кожу;
  • глаза — вызывает конъюнктивит, кератит;
  • слизистые оболочки половых органов;
  • центральную нервную систему — вызывает энцефалит, менингит.

Заболевание передаётся половым путем (генито-генитальным, генитально-анальным, орально-генитальным), при контакте с больным или носителем ВПГ.

Заражение вероятнее всего произойдет при контакте с больным во время рецидива болезни, а также когда происходит выделение вируса без проявления клинических симптомов. Возможно заражение при орально-генитальном контакте, если у партнёра герпес лица.

Генитальный герпес вызывается двумя серотипами вируса простого герпеса: ВПГ-1 и ВПГ-2.

У беременных женщин вирус может вызвать патологию беременности, самопроизвольные аборты, преждевременные роды. В процессе родов возможно инфицирование ВПГ плода.

ПАТОГЕНЕЗ ГЕРПЕСА

Как правило, вирус попадает в организм человека через слизистые оболочки и кожу. За счет попадания в аксон нерва возможно его проникновение в нервные клетки дорзальных корешков ганглиев, в которых вирус способен существовать в латентном состоянии. Генетические механизмы организма блокируют репликацию вируса, однако эта блокада со временем может быть устранена, тогда наступает реактивация вируса.

Основными свойствами ВПГ являются латентность и нейровирулентность (возможность реплицировать в центральной нервной системе и вызывать неврологические заболевания).

Вирус простого герпеса может существовать в организме человека латентно и вызывать последующие реактивации. Латентность дает возможность вирусу избегать воздействия иммунного ответа организма человека. Реактивация может приводить как к бессимптомному выделению вируса, так и к многократно повторяющимся рецидивам болезни. Возможны поражения слизистых оболочек, кожи (самые распространенные проявления), половых органов и центральной нервной системы. Как долго заболевание будет носить латентное течение зависит и от свойств вируса, и от особенностей организма человека.

Другой особенностью ВПГ является нейроинвазия, его способность проникать из периферических нервных клеток в ЦНС. Нарушая работу иммунной системы, вирус становится причиной вторичного иммунодефицита. Рецидивирующее заболевание нарушает нормальное течение жизни и может привести к нервно-психическим расстройствам.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ГЕРПЕСА

Существует несколько видов герпетической инфекции:

• первичная
  • рецидивирующая
Типичные везикулезные высыпания на головке полового члена

При первичной инфекции в организме человека еще нет антител к герпесу. Болезнь может протекать бессимптомно, но возможно и проявление определенных симптомов. Примерно на 2 – 14 день с момента заражения появляются местные и общие симптомы, характерные для этой инфекции, начинается выделение вируса, образуются герпетические высыпания. Больной жалуется на головную боль, недомогание, возможна лихорадка. На 2-3 неделе симптомы исчезают, а в последующие несколько недель происходит заживление поврежденного эпителия.

Рецидивирующая инфекция наблюдается у пациентов, у которых обнаруживаются антитела к реактивированному типу вируса и симптомы генитального герпеса. Для диагностирования этой инфекции необходимо использование типоспецифических серологических и тонких культуральных методов исследования. Клинические проявления при рецидивах носят слабо выраженный характер, а период заживления эпителия составляет до 4 дней. Около половины пациентов с рецидивирующей инфекцией жалуются на зуд, жжение, болезненность лимфатических узлов.

Рецидивированию генитального герпеса способствуют следующие факторы:

• снижение иммунного статуса;
  • переохлаждение и перегрев организма;
  • физические и психические перегрузки;
  • интеркуррентные заболевания;
  • аборты, введение внутриматочной спирали.

Ко-инфекция встречается у людей, которые уже имеют антитела к одному из типов герпеса. Бессимптомное выделение вируса в данном случае встречается достаточно редко. Как правило клинические проявления наблюдаются около 2 недель и не носят столь выраженный характер, как при первичной инфекции. Наиболее часто происходит заражение человека, имеющего антитела к ВПГ-1, типом ВПГ-2.

Выделяются три стадии поражения генитальным герпесом:

1. Поражение наружных половых органов.
  2. Герпетические уретриты , кольпиты, цервициты.
  3. Герпетический эндометрит, цистит, сальпингит.
Типичные везикулезные высыпания в области вульвы

У женщин герпетические пузырьки обычно образуются на малых и больших половых губах, клиторе, шейке матки. Однако инфекция может проникать и в слизистую оболочку матки, трубы, придатки восходящим путем. На месте пузырьков образуются язвочки, которые не кровоточат, а после заживания не оставляют рубцов. Появления герпеса может быть спровоцировано другими инфекциями, передающимися половым путем. Рецидивы, как правило, наступают после менструации или половых сношений.

У мужчин наиболее часто поражаются крайняя плоть, головка полового члена, баланопрепуциальная бороздка. Для мужчин характерен рецидивирующий характер заболевания, при котором образуются герпетические пузырьки и эрозии. Инфекция может стать причиной герпетического уретрита или баланопостита.

ДИАГНОСТИКА ГЕРПЕСА

Учитывая, что симптоматика герпеса может быть схожа с симптоматикой других инфекций, передающихся половым путем, одной из главных задач является идентификация заболевания.

Для диагностики ВПГ используют следующие методы исследования:

• вирусологические методы обнаружения и идентификации вирусов простого герпеса (посев);
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР);
  • выявление антигенов ВПГ;
  • регистрация иммунного ответа к ВПГ;
  • цитоморфологические методы;
  • оценка иммунного статуса.

Наличие антигенов ВПГ в биологическом материале определяют с помощью серологических методов:

• реакции нейтрализации (РН);
  • иммуноферментного анализа (ИФА);
  • радиоиммунного анализа (РИА);
  • реакции связывания комплемента (РСК);
  • реакции пассивной геммагглюцинации (РПГА).

С этой целью может также применяться метод иммунофлуоресцентной микроскопии (ИФ), этот метод используется и для диагностики заболеваний, вызванных ВПГ.

ЛЕЧЕНИЕ ГЕРПЕСА

В лечении герпеса используют:

• противовирусные препараты;
  • эндогенный интерферон;
  • индукторы интерферона;
  • иммуномодуляторы;
  • местные средства.

Основным противовирусным препаратом является зовиракс (синтетический пуриновый нуклеозид ацикловир), который за счет ингибиции синтеза вирусной ДНК способен успешно бороться с ВПГ. В период лечения герпеса, до полного исчезновения клинических проявлений, больному рекомендуется воздержаться от половой жизни. Все половые партнеры инфецированного должны пройти обследование, а в случае необходимости и лечение.

Для профилактики герпеса используют вакцину, ее же можно использовать при иммунотерапии больных ВПГ. Если больной не страдает иммунодефицитом, то ему делают 5 инъекций через 2-3 дня не менее 2 раз в год. Если же больной страдает иммунодефицитом и рецидивы заболевания повторяются не менее 1 раза в месяц, то вакцинацию проводят 1 раз в 7-14 дней в количестве 5 инъекций.

Телефон: +7 (812) +7(812)490-76-00 (многоканальный)