Си́филис (устар.: люэс) — хроническое системное венерическое инфекционное заболевание с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы с последовательной сменой стадий болезни, вызываемое бактериямивида Treponema pallidum (бледная трепонема) подвида pallidum, относящимся к роду  трепонема  (Treponema)  семейства Spirochaetaceae.

siphilis

твердый шанкр — место внедрения бледной трепонемы

Основными путями заражения сифилисом являются половой (вагинальный, анальный, оральный) и трансплацентарный (от матери к ребенку), в ряде случаев возможен контактно-бытовой путь в связи с тем, что бледная трепонема может некоторое время сохранять жизнеспособность во внешней влажной среде. Бледная трепонема проникает через повреждения эпидермиса и слизистых оболочек. Заражение ребенка может произойти в процессе родов и через молоко инфицированной матери.

Выделяют четыре периода заболевания:

1 — Инкубационный период, который длится от момента заражения до образования твердого шанкра. Длительность инкубационного периода индивидуальна, в среднем 20-40 дней. Никаких клинических симптомов в этом периоде не наблюдается, серологические реакции (реакция Вассермана, осадочные пробы) отрицательны.

2 — Первичный период продолжается от образования твердого шанкра до возникновения первых генерализованных высыпаний. Средняя продолжительность первичного периода — 6-7 недель. Обычно через неделю после появления твердого шанкра увеличиваются близлежащие к месту расположения шанкра лимфатические лимфоузлы (регионарный лимфаденит). У части больных отмечается также воспаление лимфатических протоков, идущих от шанкра к увеличенным лимфоузлам (сифилитический лимфангоит). К концу первичного периода увеличиваются все лимфоузлы (сифилитический полиаденит). На основании результатов серологических реакций (реакция Вассермана, осадочные пробы) выделяют первичный серонегативный (приблизительно первые 3-4 недели) и первичный серопозитивный периоды (последующие 3-4 недели, когда реакция Вассермана и осадочные пробы положительны).

syphiliscircle3 — Вторичный период — появление на коже и слизистых оболочках различных высыпаний (сифилидов), которые могут самопроизвольно (без лечения) исчезнуть и рецидивировать через различные промежутки времени. Морфологически сифилиды очень разнообразны, но несмотря на это, все вторичные сифилиды имеют ряд общих характерных особенностей:

• в подавляющем большинстве это поверхностные, доброкачественно протекающие, склонные к самопроизвольному обратному развитию элементы;
  • их появление не сопровождается лихорадкой, они высыпают исподволь, отдельными группами на протяжении нескольких недель, поэтому отдельные элементы сыпи находятся в разных стадиях своего развития (эволюционный полиморфизм), нередко отмечается одновременное высыпание различных сифилидов (истинный полиморфизм);
  • всем им свойственна неостровоспалительная окраска (медно-красная, «ветчинная», «скучная»);
  • сифилиды обычно не вызывают никаких местных субъективных ощущений;
  • при свежем вторичном сифилисе количество высыпных элементов обычно велико, они симметрично расположены и вне мест раздражений не имеют тенденции к периферическому росту и слиянию; при рецидивах их меньше, расположены они чаще ассиметрично, небольшими группами.

Помимо кожи и слизистых оболочек, в этом периоде поражаются надкостница, кости, внутренние органы, органы чувств, нервная система, сохраняются увеличенные лимфоузлы. Серологические реакции во вторичном периоде положительны почти у всех больных. Средняя длительность периода — 3 года.

4 — Третичный период характеризуется появлением во внутренних органах и тканях своеобразных очагов поражения (гумм), которые приводят к тяжелым, необратимым анатомическим и функциональным нарушениям. Так же, как и вторичный период, третичный период имеет волнообразное течение. Серологические реакции часто отрицательны. Третичный сифилис может тянуться даже без лечения неопределенно долго, зачастую всю жизнь.

Возможно и повторное заражение лиц, ранее уже болевших сифилисом. Учитывая, что иммунитета к данному заболеванию не развивается, достаточно большая вероятность реинфекции людей, ведущих беспорядочную половую жизнь.

Для диагностики сифилиса в клинике ООО «Petroclinic» используются 5 методик:

• микрореакция преципитации;
  • RPR-тест (тест быстрых плазменных реагинов);
  • ТРНА (тест прямой гемагглютинации);
  • ИФА — для установки давности процесса (определение титра антител IgG и IgM, суммарные и раздельные антитела)
  • ПЦР — определение возбудителя в отделяемом из сифилидов.
Бледная трепонема - возбудитель сифилиса

Бледная трепонема — возбудитель сифилиса

При необходимости массовых обследований используют нетрепонемные анализы крови, однако они могут давать ложноположительный результат. Поэтому при положительном нетрепонемом анализе обязательно сдают трепонемный анализ для подтверждения диагноза.

Лечение сифилиса проводится только после установления диагноза и подтверждения его лабораторными методами исследования.

Опасно заниматься самолечением сифилиса, т.к. выздоровление определяется только лабораторными методами.

Телефон: +7 (812) +7(812)490-76-00 (многоканальный)